Декларация о воздействии на окружающую среду: ключевой отчет для объектов III категорииДекларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) — это обязательный документ государственного экологического учета, который предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты
III категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). По своей сути, это декларативный отчет, в котором хозяйствующий субъект самостоятельно заявляет о количественных и качественных характеристиках своего воздействия на природу в рамках установленных для него нормативов.
Главная функция декларации — информировать государство (в лице Росприроднадзора) о фактических объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также об образовании и размещении отходов производства и потребления. На основании этих данных рассчитывается плата за НВОС, а также формируется государственная статистика.
Нормативная основа и назначение декларацииПравовая обязанность представления декларации установлена
Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 31.2). Этот документ заменяет для объектов III категории ранее действовавший порядок разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), а также получения разрешений на выбросы и сбросы.
Основные задачи ДВОС:
- Декларирование показателей: Заявление достоверных сведений о фактических объемах воздействия на окружающую среду.
- Расчетная база: Служит основанием для корректного начисления платы за негативное воздействие.
- Контрольный инструмент: Позволяет государству отслеживать деятельность большого числа средних по воздействию объектов.
- Плановая основа: Содержит информацию о планируемых мероприятиях по снижению негативного воздействия.
Для кого подача декларации является обязательной?Предоставлять декларацию обязаны все хозяйствующие субъекты, имеющие объекты, отнесенные к
III категории НВОС. Критерии отнесения установлены законодательством и, как правило, включают объекты со следующими характеристиками:
- Имеются стационарные источники выбросов, но масса выбросов не превышает 10 тонн в год (при отсутствии в выбросах веществ I, II класса опасности и радиоактивных веществ).
- Осуществляется сброс загрязняющих веществ только в централизованные системы водоотведения (в городскую канализацию).
- Отсутствуют выбросы и сбросы радиоактивных веществ.
- На объекте не размещаются отходы I-IV классов опасности (за исключением сбора и накопления).
Структура и содержание декларацииДекларация составляется по форме, утвержденной Приказом Минприроды России. Она состоит из нескольких взаимосвязанных разделов:
1. Титульный лист.Содержит общие сведения о декларанте (наименование, адрес, ИНН, ОГРН), объекте НВОС, отчетном периоде.
2. Раздел 1. Сведения о внедрении наилучших доступных технологий (НДТ).Указывается, внедряются ли на объекте НДТ. Если нет, то приводится обоснование и перечень планируемых мероприятий по снижению воздействия.
3. Раздел 2. Сведения о программе производственного экологического контроля (ПЭК).Указываются реквизиты утвержденной программы ПЭК (номер и дата приказа). Декларация подается вместе с отчетом о результатах ПЭК.
4. Раздел 3. Сведения о выбросах загрязняющих веществ.- Перечень стационарных источников выбросов.
- Фактические выбросы за отчетный период (в тоннах) по каждому загрязняющему веществу. Для расчета используются данные инструментального контроля или расчетные методы, утвержденные для данного типа источников.
- Сведения о наличии технических средств снижения выбросов.
5. Раздел 4. Сведения о сбросах загрязняющих веществ.- Данные о выпусках сточных вод (в том числе в централизованные системы водоотведения).
- Фактический объем и масса загрязняющих веществ в сбросах за отчетный период.
- Информация о наличии и эффективности очистных сооружений.
6. Раздел 5. Сведения об образовании и размещении отходов.- Перечень образующихся отходов с кодами по ФККО.
- Фактически образовавшееся количество отходов за отчетный период (в тоннах).
- Сведения о движении отходов: использовано, обезврежено, передано другим организациям, размещено на собственных объектах.
Процедура подачи и ответственное отношение1. Сбор и подготовка данных.Данные для заполнения берутся из результатов проведения
программы производственного экологического контроля (ПЭК) за отчетный период. Это протоколы лабораторных исследований, журналы учета, акты замера выбросов, данные о расходе сырья и топлива для расчетов. Достоверность этих первичных данных критически важна.
2. Заполнение формы.Форма заполняется в электронном виде через специализированное программное обеспечение или вручную на основе утвержденного шаблона. Необходимо строго следовать указаниям по заполнению.
3. Подача декларации.Готовая декларация представляется в
территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по месту нахождения объекта.
- Срок подачи: Декларация представляется один раз в 7 (семь) лет, в год истечения срока действия предыдущей декларации. Первую декларацию необходимо было подать до конца 2022 года для объектов, поставленных на учет до 2019 года. Также декларация подается при постановке вновь созданного объекта на учет.
- Способ подачи: В электронном виде через личный кабинет природопользователя на портале Росприроднадзора, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
4. Внесение изменений.Если в течение 7-летнего срока произошли значительные изменения (реконструкция, изменение технологии, приводящее к увеличению воздействия более чем на 10%), декларант обязан внести изменения в декларацию и представить их в Росприроднадзор в течение 30 дней.
Ответственность за нарушенияНепредставление декларации или представление заведомо недостоверных сведений влечет административную ответственность по
статье 8.5 КоАП РФ («Сокрытие или искажение экологической информации»). Это грозит значительными штрафами:
- Для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей.
- Для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Важный вывод: Декларация о воздействии на окружающую среду — это не просто формальный отчет. Это документ, основанный на результатах реального ежегодного экологического контроля (ПЭК). Грамотное ведение первичного учета и своевременная подготовка достоверной декларации являются залогом правового compliance, корректного расчета экологических платежей и минимизации рисков при проверках.